Часто задаваемые вопросы
Обязательно ли в организации утверждать Положение об оплате труда и премировании?
Организации частной формы собственности (негосударственные организации и организации с долей собственности государства в их имуществе менее 50%) вправе порядок оплаты труда и премирования работников организации разработать самостоятельно.
Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты и иные) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, иных локальных правовых актов (например, положения об оплате труда и премировании работников) и трудового договора (ч. 1 ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь).Наниматель самостоятельно принимает решение посредством какого документа регулировать вопросы оплаты труда и премирования работников.
Таким образом, вопросы оплаты труда и премирования работников могут содержаться в коллективном договоре (при наличии в организации первичной профсоюзной организации, либо в локальном правовом акте, либо в трудовом договоре.
Что должна содержать должностная/рабочая инструкция?
Должностная инструкция должна содержать следующую информацию:
- общие положения (отнесение работника к категории служащих или рабочих, квалификационные требования (образование, стаж работы) и др.);
- должностные (профессиональные) обязанности (характеристика работ) работника;
- права работника;
- взаимоотношения (связи по должности) (кому подчиняется работник, с кем обязан взаимодействовать при выполнении обязанностей, определенных инструкцией);
- оценка работы и ответственность (ответственность) работника.(Унифицированная система организационно-распорядительной документации (унифицированные формы, методические материалы по применению классификатора унифицированных форм), утв. приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.11.2019 N 41).
Какие документы сдаются в архив при ликвидации фирмы
В архив сдаются следующие документы:
-документы о создании и ликвидации фирмы;
- протоколы общих собраний учредителей или решения учредителя;
- бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность;
- приказы по основной деятельности;
- документы по личному составу,
- штатные расписания;
- личные дела уволенных работников;
- документы о несчастных случаях на производстве;
- и иные.
- лицевые счета по заработной плате;
Какие документы по персональным данным должны быть в организации?
В организации должны быть следующие документы по работе с персональными данными:
- Политика в отношении персональных данных;
- Перечень лиц, имеющих доступ к персональным данным;
- Приказ о назначении ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных;
- Положение об организации внутреннего контроля за обработкой персональных данных;
- Согласие на обработку персональных данных;
- Обязательства о неразглашении персональных данных;
- и др.
Организация применяет УСН, ведет книгу учета доходов и расходов. В течение 4 лет учредителям не выплачивались дивиденды. Можно ли при выплате дивидендов после 4 лет работы применить льготу (пониженные ставки) по подоходному налогу?
П. 5 и 6 ст. 214 Налогового кодекса Республики Беларусь установлены льготные (пониженные) ставки подоходного налога с физических лиц в размере 6 или 0 процентов в отношении доходов в виде дивидендов при условии если в течение трех либо пяти соответственно предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации - резидентами Республики Беларусь.Согласно письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 28.01.2019 N 2-2-10/00253/5-1-30/24 "О налогообложении дивидендов" для применения льготных (пониженных) ставок по подоходному налогу необходимо, чтобы в течение трех либо пяти лет подряд у организации имелась возможная к распределению, но не распределенная между участниками (акционерами) такой организации - резидентами Республики Беларусь на выплату дивидендов прибыль (имелось кредитовое сальдо счета 84 "Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток").Т.е. для использования льготы (пониженных ставок) по подоходному налогу при выплате дивидендов учредителям - резидентам Республики Беларусь, организации, применяющие УСН с ведением учета в Книге учета доходов и расходов, должны вести соответствующий учет расходов и осуществлять расчет чистой прибыли в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь.Учет прибыли, и, соответственно, чистой прибыли, может осуществляться в следующем порядке:а) применением Книги учета доходов и расходов с введением в нее дополнительных граф (строк) по всем производимым организацией затратам с тем, чтобы можно было определить размер чистой прибыли организации по соответствующим отчетным периодам.Возможность введения в Книге учета доходов и расходов дополнительных граф, строк в случае необходимости детализации учета предусмотрена ч. 2 п. 3 Инструкции о порядке заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь от 09.01.2019 N 4/1/1/1.б) применением Книги учета доходов и расходов по ее стандартной форме и отражением всех остальных затрат, не учитываемых в Книге, за соответствующий отчетный период в специальном учетном регистре.Все расходы должны быть подтверждены соответствующими и надлежащим образом оформленными первичными учетными документами.Таким образом, использование льготных (пониженных) (6% и 0%) ставок подоходного налога с дивидендов, выплачиваемых учредителям организацией, применяющей УСН с ведением учета в Книги учета доходов и расходов, возможно в случае ведения данной организацией дополнительного учета расходов и расчета чистой прибыли, которая может быть использована на выплату дивидендов, в соответствии с требованиями действующего законодательства.В случае если в организации не будет должным образом организован учет расходов, который влияет на формирование достоверной величины чистой прибыли, исчисленной с учетом всех затрат, учитываемых при исчислении прибыли, и являющейся источником для выплаты дивидендов учредителям, организация не может применять льготные (пониженные) ставки подоходного налога на доходы в виде дивидендов.Дивиденды, причитающиеся участнику - гражданину иностранного государства, не являющемуся налоговым резидентом Республики Беларусь, облагаются по ставке 13%. Льгота (пониженные ставки) по подоходному налогу при выплате дивидендов в отношении нерезидентов Республики Беларусь не применяется.Как взыскать задолженность с юридического лица?
Задолженность с юридического лица или индивидуального предпринимателя можно взыскать в следующем порядке:
- в досудебном претензионном порядке посредством направления должнику претензии с требованием погасить образовавшуюся задолженность;
- по отдельным видам обязательств можно взыскать долг посредством совершения исполнительной надписи нотариуса;
- в порядке приказного производства;
- путем подачи иска в суд.
Способ взыскания долга определяется в каждом конкретном случае после изучения ваших документов.
В какие сроки можно ликвидировать ООО по решению собственника (участников общества)?
Срок ликвидации ООО не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации общества. Данный срок может быть продлен по решению собственника, но не более чем до двенадцати месяцев (п. 6 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1).
На какой срок может быть заключен трудовой контракт с работником?
Трудовой контракт с работником может быть заключен на срок от 1 года до 5 лет (п.2 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь).Нужно ли в частном унитарном предприятии утверждать штатное расписание?
Штатное расписание в обязательном порядке должно быть в любой организации (ст. 194 Трудового кодекса Республики Беларусь).Может ли частное унитарное предприятие быть зарегистрировано по месту жительства учредителя?
Да, может.
В соответствии с п. 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица - собственника имущества частного унитарного предприятия (далее - жилое помещение) в одном из следующих случаев:
- жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) - с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
- он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге), - с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).Обязательно ли ИП, применяющим в 2021 году УСН, при переходе на подоходный налог вести бухгалтерский учет?
Нет, не обязательно.
При переходе с УСН на подоходный налог ИП могут вести учет в книге учета доходов и расходов.
В соответствии с п. 86 Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.01.2019 N 5, книга учета доходов и расходов используется для исчисления налоговой базы подоходного налога с физических лиц, уплачиваемого плательщиками в соответствии с главой 18 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Необходимо ли небольшой организации (17 работников) вести воинский учет?
Да, необходимо.
В соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII "О воинской обязанности и воинской службе" воинский учет обязаны вести все организации, независимо от организационной формы и формы собственности.
В организациях ведется персонально-первичный учет работающих призывников и военнообязанных.
Порядок ведения воинского учета в организациях регулируется Законом "О воинской обязанности и воинской службе" и Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 N 1662.
Как оформить директора ООО на работу? Какие документы нужно оформить?
В соответствии со ст. 35 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" избрание единоличного исполнительного органа (в частности, прием на работу директора ООО) относится к компетенции общего собрания участников ООО.
Таким образом, решение о приеме на работу директора ООО принимается общим собранием участников ООО. А в случае, если в ООО один участник, решение о приеме на работу директора ООО принимается единственным участником ООО.
При принятии решения о приеме на работу директора ООО общим собранием участников ООО составляется протокол общего собрания участников ООО.
При принятии решения о приеме директора ООО единственным участником ООО составляется решение единственного участника ООО.
Как в протоколе общего собрания участников ООО, так и в решении единственного участника ООО должны быть отражены вопросы о приеме на работу на должность директора ООО, о заключении трудового договора (контракта) с указанием срока, на который заключается трудовой договор (контракт), о предоставлении полномочий конкретному лицу на право подписания трудового договора (контракта) с лицом, принимаемым на работу на должность директора ООО.
Документы, которые должны быть оформлены при приеме на работу директора ООО, следующие:
- заявление о приеме на работу;
- протокол общего собрания участников ООО или решение единственного участника ООО;
- трудовой договор или трудовой контракт;
- личное дело;
- трудовая книжка (если работа для лица, принимаемого на должность директора ООО, будет основным местом работы);
- документы по воинскому учету военнообязанного (личная карточка), в случае, если принимаемый на работу работник является призывником или военнообязанным.
После приема директора на работу об этом необходимо уведомить соответствующие государственные органы:
- в регистрирующий орган необходимо направить уведомление о назначении (замене) руководителя;
- в ФСЗН - уведомление о приеме работника-пенсионера, подача документов персонифицированного учета (ПУ-1 (при необходимости) и/ или ПУ-2);
- военный комиссариат - сведения о приеме на работу граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;
- обслуживающий банк - предоставление пакета документов о приеме на работу директора и оформление карточки образцов подписи директора.
Как правильно оформить претензию к должнику?
Порядок составления и оформления претензии урегулирован приложением к хозяйственному процессуальному кодексу "Претензионный порядок урегулирования споров".
В претензии должна быть указана следующая информация:
- фамилия, собственное имя, отчество (наименование) заявителя претензии и лица (лиц), которому претензия предъявляется (получателя претензии), их место жительства (место пребывания) или место нахождения;
- дата предъявления претензии;
- обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия;
- доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- требования заявителя претензии со ссылкой на законодательство;
- сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- банковские реквизиты заявителя претензии (при их наличии);
- перечень документов, прилагаемых к претензии.В претензии могут указываться предложения:
- о разрешении спора с участием медиатора;
- о заключении третейского соглашения;
- о назначении примирительной процедуры в случае обращения в суд, рассматривающий экономические дела;
- о выборе вида судопроизводства.
К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них, которые отсутствуют у получателя претензии.
Претензия подписывается заявителем претензии или его представителем и направляется получателю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись.Содержание претензии определяется в каждом конкретном случае после изучения документов по возникшему спорному вопросу.